Пятница
19.04.2024
06:44
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Погода
Наш опрос
Оцените работу ДШИ им. Л.А.Старкова
Всего ответов: 194
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Детская школа искусств им. Л.А.Старкова

ЗВУЧАЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ИЛИ НЕСКОЛЬКО СТРОК

ОБ УЧЕБНОМ ПЛЕНЭРЕ

 

                                                                 

Найденова Екатерина Леонидовна

(katenkan82@mail.ru)

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем. Ничто так не сближает нас с пейзажем, как пленэрная практика, которую с нетерпением ждут дети нашей школы. Они выходят на натуру, видят вокруг обилие деталей, предметов, видят сложное пространство и во всей этой «мешанине» надо определить главное.

Итогда возникает вопрос:«Что с этим делать?». Выполнение учебных этюдов на  пленэре несколько отличается от работы в помещении. Обилие света, множество разнообразных рефлексов, большая удаленность объектов пейзажа от  наблюдателя, смена освещенности в зависимости от состояния природы и времени года-все это новые и непривычные для неопытного живописца условия, которые усложняют работу с натуры. «Работа над этюдами,-говорил известный художник А.А. Пластов, -это самая что ни на есть высшая школа».

Вот здесь то  и нужен педагог,который рисует вместе с детьми. Он нужен для преодоления страха и  растерянности перед многообразием красоты натуры. Его работа,которая начинается и завершается на глазах детей, доказывает, что можно изобразить все. Главное он показывает технику и приемы при передаче воздушного пространства, уточнение и обобщение деталей, тем  самым ускоряет процесс восприятия и понимания увиденного глазами,а для детей- это скорость выражения мыслей. Этюды на пленэре, как обязательная часть использовалась и в практике преподавания профессора академии, выдающегося живописца И.Е. Репина. А наглядный показ работы над этюдом и над картиной в целом- наиболее характерный прием для преподавательской деятельности Репина. Следует заметить, что при изображении с натуры Репин недопускал работы «от себя», тогда как в постановках с картинным сюжетом всячески приветствовал свободу в выборе композиционного решения.

В нашей школе существует обязательная летняя пленэрная практика, а так же выездной пленэрный лагерь, в котором дети находятся в постоянном контакте с природой. Пленэр мы начинаем  с карандашных рисунков листьев, трав, веток, деревьев, постепенно усложняя задачи и подводя учеников к пейзажу.В живописи на пленэре применяются акварель,масло, реже гуашь, акрил и пастель. Альбом, карандаши, набор красок, губка,кисти с палитрой и баночка с запасом воды- это минимальный перечень принадлежностей, необходимых для краткосрочных этюдов и набросков. Для самых юных художников значительную трудность представляет определение общего цветового состояния натуры. На первых порах особенно необходимы упражнения в набросках на тонированной бумаге. Заранее подготовленный набор различных по тону листов бумаги является одним из условий для постановки главного вопроса, каким по цвету является состояние данного мотива- теплым или холодным? Какой из листов тонированной бумаги ближе всех к нему по тону? Мастера русской пейзажной живописи, например, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов успешно использовали легкий серебристый тон в качестве одного из полутонов натуры, а блики или свет выполнялись с применением белил, мела или пастели.  Важно просто объяснить сложное состояние натуры и показать конкретный прием его изображения.

Впоследствии, ученики очень часто используют приобретенный опыт в творческих задумках и, сидя уже в аудитории, по памяти и представлению воспроизводят замечательнейшие пейзажи, основным достоинством которых является передача определенного состояния освещенности природы, воздушной среды и того самого «звучащего пространства»!