Четверг
28.03.2024
22:14
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
Наш опрос
Оцените работу ДШИ им. Л.А.Старкова
Всего ответов: 194
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Детская школа искусств им. Л.А.Старкова

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

МАОУ ДОД «ДШИ ИМ.Л.А.СТАРКОВА»

 

Новосельнова Ольга Борисовна

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Творчество – одна из главных педагогических ценностей в нашем учреждении. Ориентация на приоритет творчества означает, что оно рассматривается как универсальный механизм развития личности.

         Одним из путей создания условий для развития и воспитания является общее художественно-эстетическое воспитание обучающихся, а так же подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в художественные учебные заведения.

Дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Дизайн», «История искусств», «Народные росписи России»,

в учебном процессе художественного отделения ДШИ дополняют друг друга и изучаются взаимосвязно, что содействует развитию творческих способностей обучающихся и их эстетическому воспитанию.

  Дети получают возможность расширить кругозор, воспитать вкус и интерес к искусству, и в дальнейшем определиться в будущем.

Направленность программы

Настоящая программа является модифицированной и имеет художественно – эстетическую  направленность гуманитарного профиля.

Программа «Народные росписи России», является авторизованной и входит в состав комплексной программы художественного отделения ДШИ им. Л.А. Старкова.

Актуальность данной программы: 

    Общая концепция реализации программы, проистекает из современного социального заказа. Наше общество  сегодня нуждается в творческих молодых людях, ориентированных на сферу искусства, обладающих способностями к самостоятельной деятельности. Такое воспитание и развитие способностей возможно только в активной творческой деятельности.

           Целью комплексной программы является:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

           Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

обучающей – освоения практических приемов и навыков рисунка, основ цветоведения, построения композиции,  рисования с натуры, объемного изображения предметов, по памяти и по воображению; освоение передачи формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, выразительных средств и функций композиции.

развивающей – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного и ассоциативного мышления, зрительно – образной  памяти.

воспитательной – формирование эмоционально – ценностного  отношения к окружающему миру, собственному здоровью и здоровью окружающих.

           Место  программы  в образовательном процессе

         Комплексная программа художественного отделения вариативна, помимо учебных занятий, в тематическом планировании включены часы экскурсионной и пленэрной и выставочной деятельности, что является единой системой художественного образования.

Целевая группа

Возраст обучающихся 7 - 16 лет. Согласно учебному плану общее количество лет обучения – 9.

Сроки обучения по предметам:

9 лет - «Рисунок», «Живопись»,

7 лет - «Композиция»

5 лет - «Дизайн»

4 года - «Народные росписи России»

2 года - «История искусств»

Прием обучающихся проводится в свободной форме на основе их желаний, интересов и склонностей. Дифференцированный подход к обучению организуется на разных уровнях учебного процесса, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через художественное образование.

  Принцип построения программы:

         Комплексная образовательная программа построена по линейно – концентрическому принципу (В основу линейно-концентрической модели положена технология модульного обучения. При этом линейность проявляется в последовательности изучения модулей, концентричность - в организации каждого модуля.), предусматривающему  теоретическое и практическое обучение с последующим усложнением учебного материала.

  Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

         Занятия проходят по классам (группам) или соединением школьных групп, где руководителями практики могут быть несколько педагогов.

Данная программа позволяет детям усвоить простые, но исключительно важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности, учитывает возрастные особенности, эмоциональное настроение обучающихся на занятиях и создает условия для развития творческих способностей в соответствии с педагогикой сотрудничества: 

В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений, сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

-  сотрудничество, мастерство общения;

-  межпредметные связи;

-  формирование положительной Я-концепции обучающихся;

-  право обучающегося на свободный выбор;

-  право на ошибку;

-  самостоятельность и самодеятельность обучающихся;

-  формирование общечеловеческих ценностей;

-  развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

-  возрождение русских национальных и культурных традиций.

И  эффективно использует условия  здоровьесбережения:

- снижение информационной нагрузки, исключение домашнего задания;

- улучшение запоминания и понимания изучаемого материала на основе

  его логического структурирования;

- осуществление индивидуального, личностного подхода к детям с особыми  проблемами состояния здоровья, а также часто болеющим обучающимся;

- создание условий здоровьесбережения на занятиях через релаксационные и динамические паузы.

         Знания, умения, навыки

         Комплексная программа предусматривает формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков. В этом направлении приоритетами являются:

познавательная деятельность:

определение структуры объекта познания, поиск и выделение главного в работе над изображением объектом;

умение разделять работу над композицией рисунка, живописного изображения, скульптуры  на этапы; выделение характерных особенностей; сравнение, сопоставление; творческое решение поставленных задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно – коммуникативная  деятельность:

к информационной деятельности относится формирование навыков деятельности по отношению к информатизации в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями, включает поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу.

К коммуникативной деятельности относится взаимодействие с окружающими людьми, работа в группе, коллективе. Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.

рефлексивная деятельность:

умение оценивать свои учебные достижения и эмоциональное состояние; осознанно определять сферы своих интересов и возможностей; владеть умением совместной деятельности и оценивания своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания окружающему.

Методы и формы обучения

         Для достижения поставленной цели необходимы разнообразные методы и формы обучения.

  • Объяснительно-иллюстративные
  • Организация учебно-познавательной деятельности:
  • Методы стимулирования и мотивации:
  • Методы контроля и самоконтроля:

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов:

  • учебные (теоретические и практические занятия);
  • контрольные (диагностика, анкетирование, тестирование, просмотр);
  • итоговые занятия по изученной теме, разделу, курсу могут быть одновременно  и учебными и контрольными.

Примерное распределение временных этапов занятия.

  • Вводный инструктаж – 5% учебного времени;
  • Сообщение познавательных сведений – 20%;
  • Практическая работа и текущий инструктаж – 70%;
  • Подведение итогов, уборка рабочих мест – 5%.

         Механизм оценки результатов по программе

         В процессе деятельности выработалась определенная  система  контроля успехов и достижений  детей.

При наборе детей в школу проводится  входная диагностика сформированности навыков рисования 

  • Координации и мелкой моторики;
  • Умения изображать рисунок в цвете;
  • Творческого мышления ребенка;
  • Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способности к творчеству.

Уровень образовательной деятельности обучающегося определяется на основе входной, промежуточной и итоговой диагностик.

В качестве форм подведения итогов применяются  зачеты, зачетные итоговые работы, просмотры, выставки, защиты творческих работ.

Степень выраженности оцениваемого качества знаний определяется по уровням: низкий, средний, высокий.

Входная диагностика проводится в начале года  в форме собеседования и анкетирования, промежуточная и конечная диагностики проводятся по методам наблюдения, тестирования и контрольных  просмотров работ обучающихся по итогам полугодия и по итогам года.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной карте личностного роста, разработаны критерии оценивания результатов образовательной деятельности.

Оценка результатов, критерии оценки.

  1. В соответствии с особенностями комплексной программы художественного отделения школы искусств разработана единая форма диагностики образовательной деятельности обучающихся. За основу взята методика Кленовой В.Н. и Буйловой Л.Н.
  2. Мониторинг образовательной деятельности проводится по учебным и личностным показателям обучающегося с учетом специфики данной программы. Показатели основных знаний, умений, навыков определяются с помощью критериев, соответствующих освоению образовательной программы. Результат деятельности по предметным параметрам осуществляются по итогам участия в выставках, конкурсах разного уровня.

Мониторинг результатов 9 года обучения дополняют методы диагностики  как :

  • Выпускная, творческая работа (рисунок, живопись, композиция, дизайн, народная роспись)
  • Проект, исследовательская работа (история искусств)

Диагностика образовательной деятельности обучающихся проводится  с учетом  психологических характеристик, личностных качеств, творческих способностей, мотивации к виду деятельности.